⠀⠀Наша семья состояла из 4-х человек. Папа, Дуденков Павел Поликарпович, 1900 г. рождения, работал старшим мастером в УКС Ярославского Шинного завода. Мама, Дуденкова Екатерина Тимофеевна, 1907 г. рождения, домохозяйка (до войны). Я, Кононова София Павловна, 1931 г. рождения. И мой брат, Дуденков Валентин Павлович, 1933 г. рождения. 9 ноября 1941 г. папа записался добровольцем в 234 Ярославскую Коммунистическую дивизию, погиб в апреле 1942 г. Мама стала работать на Механическом заводе, обрабатывала снаряды. Рабочий день длился с 7 утра до 19 часов вечера, а порой оставалась и на ночь. Осенью 1941 г. началась бомбежка Ярославля. В планах фашистов было уничтожить мост через Волгу, Шинный завод, автозавод, СК (завод синтетического каучука). Бомбили именно наш район. Сильная бомбежка была 17 ноября 1941 года. Страшно было очень. Проснулась от воя сирен и стука в дверь (будили соседи). Одеваться было некогда (жили на 5-том этаже). Выбежали на лестницу. Дом качался, рамы со стеклами вылетали. Взрывали фугасные бомбы. Было светло, как днем, от зажигательных бомб. На крыше дома стреляла зенитка. Мы спустились в подвал, плакали. После отбоя воздушной тревоги увидели страшную картину. Кругом всё горело. Удушливый черный дым. Фугасная бомба попала и в наш дом, в 7-ой подъезд. К счастью, не взорвалась, но пробила все 5 этажей. Уже позже мы узнали, что в этой бомбе был песок, а не взрывчатка, и прикреплена записка, что в Германии есть люди, которые не хотят войны. Налеты продолжались до 1943 года. Мы вздрагивали от слов «Граждане, воздушная тревога!» и воя сирен. Во время вражеских налётов мы с мальчиками нашего двора помогали тушить зажигательные бомбы на чердаке. Там стояли бочки с водой и насыпаны кучи песка. Мы брали зажигательную бомбу щипцами (1,5 кг. весили) и бросали в бочку с водой. Так предотвращали зажигание деревянных перекрытий на чердаке. Хочу вспомнить школьные годы военных лет. Учиться было трудно. Ежегодно, начиная с 4-того класса, сдавали переводные экзамены по всем предметам. Учебников не было. По истории был всего 1 учебник на весь класс, купленный сообща на рынке. После занятий многие ребята оставались в классе, делали уроки. Тетради сшивали из оберточной бумаги, серой, розовой, синей, или из газет, и писали. Чернила хранили в классе в шкафу. Утром дежурный разливал чернила по чернильницам, которые находились в углублении парты, а после занятий чернила снова сливались в бутылку, и так до следующего дня. Постоянно хотелось кушать. Хлеба нам давали по карточке – 300 грамм на день. В школе был завтрак после 2-го урока. Кушали прямо в классе. Мы доставали салфетку, кружку. Нам выдавали кусочек хлеба и наливали в кружку кипяток. Вот и весь завтрак. Хлебные крошечки не стряхивали, съедали. В школе мы проводили большую часть времени. После уроков у нас были общественные дела. Мы готовились к концертам, дежурили в палатах. На 3 и 4 этажах школы был госпиталь. Мы читали раненым газеты, писали письма, стирали бинты. Раненые всегда были рады видеть нас. Глядя на нас, вспоминали своих детей. А в свободное от дежурства время шили кисеты, подворотнички, носовые платки, вязали носки, рукавички, рисовали рисунки, посылали посылки на фронт. У нас было много трудовых дел. Мы собирали металлолом, макулатуру, бутылки. Чтобы отапливать школу, зимой по графику на санках ездили за торфом на Красный Перекоп. Вместе с ярославцами собирали деньги на эскадрилью самолетов «Ярославский пионер» и подводную лодку «Ярославский комсомолец». Расчищали мы и железнодорожные пути на станции «Приволжье». Видели и страшные картины, как из товарных вагонов выгружали на подводы умерших и увозили на Леонтьевское кладбище. Сейчас там стоит памятник «Жертвам блокадного Ленинграда». В День Победы туда приносят венки и цветы. С наступлением лета, после сдачи всех экзаменов, мы ездили в колхоз. Это были деревни Мологино, Пазушино, Костяново (сейчас район Резинотехника). Выращивали капусту, поливали, пололи, сушили сено, собирали колоски ржи, пшеницы, даже зернышки. Жили мы в клубе, спасли на полу. Всё привозили с собой. Постель набивали сеном. В отдельные годы размещались по домам колхозников. Так трудились до 1 сентября. Помогали друг другу, были добрыми, внимательными, чуткими. Можно много рассказывать о трудностях и переживания детей войны в тылу. Мы, дети войны, гордимся тем, что внесли свой вклад в дело Победы над фашизмом.